Советского и российского актёра театра и кино Евгения Лебедева многие коллеги называли «человеком с грустным лицом», потому что на пути к успеху актёру пришлось пережить немало трудностей, и эти переживания, вероятно, сформировали его внешность.
С детства актёра унижали из-за его происхождения, он терял близких, работал «где попало» и даже ночевал на улице. Но непоколебимая сила воли Лебедева и знание своих целей вознесли его на пьедестал славы.
Евгений Алексеевич Лебедев родился 15 января 1917 года в городе Балаково (ныне в Саратовской области) в семье Алексея Михайловича Лебедева, дьякона церкви Иоанна Богослова.
После революции страна стала атеистической, и будущий актёр был вынужден скрывать своё происхождение.
Лебедевы в середине 1920-х годов покинули свой дом в Балакове и попытались обосноваться в других районах Саратовской области.
Евгений с 1927 года жил с дедом в Самаре, учился в средней школе имени Чапаева No13, затем прошёл производственную практику на заводе «Кинап» и участвовал в художественной самодеятельности завода.
В 1932 году он присоединился к ТРАМу в Самаре. Кто-то сообщил в органы внутренних дел, что сын священника работает в театре, и Евгению пригрозили депортацией в трудовой лагерь.
Из-за этого «сын священника» был вынужден покинуть Самару в 1934 году. Начинающий артист поселился в Москве, занимался в театральной студии при Театре Красной Армии и учился у А. М. Петрова.
Лебедеву пришлось тайно встречаться с родителями. По совету отца Евгений притворился сиротой в Москве, который потерял родителей в 1921 году. При этом с 1936 по 1937 год он учился в Центральном техникуме театрального искусства, ныне известном как ГИТИС.
Но однажды правда вышла наружу, и вчерашние друзья и товарищи до слёз унижали комсомольца, который вдруг оказался сыном священника, заранее похоронившим своих родителей.
Советский государственный аппарат не пощадил его отца, и в 1937 году тот был репрессирован, а вскоре и мать Евгения была отправлена в лагерь. Родителей актёра после войны расстреляли.
Теперь Лебедев был настоящим сиротой, оставшийся с младшей сестрой Ниной. Ради того, чтобы они оба выжили, ему пришлось отдать сестру в детский дом и сказать, что он подобрал девочку на улице.
Остаток жизни он провёл, виня себя за это, и хотя спустя годы он снова нашёл свою сестру, они так и не стали близки.
В 1940 году Лебедев окончил курс училища Камерного театра Владимира Готовцева. Конечно, мечтать о карьерном росте в те суровые времена, когда Евгений Лебедев был не только сыном священника, но и сыном «врагов народа», было трудно.
Переехав в Тбилиси, Евгений поступил в Театр юного зрителя, где ему вскоре удалось развить свои многогранные таланты.
Как ведущий актёр он сыграл персонажей из произведений Дениса Фонвизина и Александра Островского, а также впервые попробовал себя в роли сказочных героев.
Именно в Грузии случай свёл Лебедева с великим театральным режиссёром и педагогом Георгием Товстоноговым, и эта встреча сыграла огромную роль в последующей судьбе актёра.
На фронтах Великой Отечественной войны Лебедев выступал в составе театральной труппы в воинских частях и госпиталях, за что был награждён почётными медалями.
Свою преподавательскую карьеру он начал в Тбилиси. Работая в Грузинском театральном институте, он преподавал актёрское мастерство в классе Товстоногова.
В Москву Лебедев приехал в 1949 году. В поисках творческих идей там он столкнулся с Товстоноговым, который только что возглавил Ленинградский театр имени Ленинского комсомола.
Тогда артист по приглашению старого знакомого отправился в северную столицу, где дебютировал с ролью Сани Григорьева в спектакле по роману Вениамина Каверина «Два капитана».
А в 1955 году Лебедев появился в экранизации этой книги в образе Ромашова. Особенно выделяется роль Иосифа Сталина, которую актёр сыграл в спектакле «Из искры…». За эту работу Лебедеву и Товстоногову в 1950 году присудили Сталинскую премию первой степени.
В 1956 году Евгений и его наставник перешли в Большой театр имени Максима Горького (в 1992 году ему было присвоено имя Товстоногова). Актёр провёл там практически всю оставшуюся жизнь, исполняя многочисленные разноплановые роли.
Среди особенно популярных персонажей у зрителей — Рогожин в «Идиоте» Ф. Достоевского, Бессеменова в «Мещанах» М. Горького, гротескный Артуро Уи в пьесе Б. Брехта и, конечно, Холстомер в «Истории лошади» по рассказу Л. Толстого.
Его дебют в кино состоялся в 1952 году в роли Кощея Бессмертного в фильме «Римский-Корсаков». За свою карьеру Евгений Лебедев снялся в десятках фильмов, многие из которых до сих пор пользуются большой популярностью и интересом у отечественных зрителей.
В их число входят «Неоконченная повесть», «Поднятая целина», «В огне брода нет», «Свадьба в малиновке», «Приключения жёлтого чемоданчика», » Блокада», «Эскадрон гусар летучих», «Прощание славянки» и другие.
Лебедеву удавалось совмещать работу в театре и кино с занятиями актёрским мастерством в Ленинградском театральном институте. Так, в 1958 году ему было присвоено звание доцента. Кроме того, у Евгения Лебедева был ещё и литературный дар.
Физически Лебедев был крепким, но перенёс инсульт и утратил речь. Он сумел восстановиться и вернуться к жизни, заново научившись говорить и двигаться.
Уже в январе 1997 года Евгений Алексеевич пышно отпраздновал своё 80-летие, но 9 июня великий актёр скончался. После себя он оставил автобиографические рассказы, дневники, эссе, письма и заметки.
Народный артист СССР Евгений Лебедев на театральной сцене сыграл около девяти десятков ролей, а на киноэкране — более семидесяти. На его счету более 20 различных наград и премий.
В его память была учреждена Театральная премия имени Евгения Лебедева, а Балаковский драматический театр носит имя актёра, перед которым установлен памятник в виде бронзового бюста Лебедева.