Site icon Интересно ОНЛАЙН

Бразилиа: самый сумасшедший градостроительный проект в истории

Вероятно, самый сумасшедший градостроительный проект в истории Земли. Построенный на пустом месте всего за три с половиной года мегаполис. Город, где нет светофоров, центр пронизан хайвеями, а в архитектуре преобладает стиль «пламенеющий Корбюзье». Знакомьтесь, Бразилиа.

Исторический экскурс

Бразильцы еще в XVIII веке понимали, что управлять гигантской федерацией проще из центра страны — именно тогда родилась идея перенести столицу из Рио-де-Жанейро вглубь материка. Осуществить проект удалось только в 50-х годах XX века, когда за дело взялся амбициозный политик Жуселину Кубичек, в предвыборной кампании тех лет пообещавший построить новую столицу до истечения будущего президентского срока.

Мемориал Жуселину Кубичека в Бразилиа

За архитектуру Бразилиа отвечали два сильнейших бразильских архитектора — Лусио Коста и Оскар Нимейер, оба влюбленные в идеи Ле Корбюзье. Так, из наследия швейцарского классика в проект Бразилиа перекочевали четкое зонирование и районирование, функциональные конструкции из стекла и бетона, обозначение улиц цифровым методом и другие элементы концепции «Лучезарный город».

По плану Лусио Косты, очертания Бразилиа должны были совпадать со схемой самолета, где каждый «отсек» имеет свое четкое назначение. В «кабине» располагаются дворец президента, здание конгресса и аллея министерств, «пассажирский салон» — место скопления гостиниц, магазинов и банков, в «хвосте» сосредоточены муниципальные институции, а «крылья» занимают жилые кварталы, парки и сады. Вместо перекрестков со светофорами, которые так нервировали Корбюзье, в Бразилиа построили удобные развязки и пешеходные зоны, позволившие автомобилистам и пешеходам пересекаться как можно реже.

Вид на Бразилиа с МКС: из космоса видны очертания «самолета» Косты

И все же всемирно известный облик Бразилиа — заслуга Оскара Нимейера. Он наполнил план Косты по-конструктивистски строгими, но по-бразильски теплыми архитектурными формами. Фирменный прием Нимейера: взять функциональный каркас из стекла и бетона и с помощью выразительных деталей придать зданию динамику то ли босановы, то ли самбы. В ход шли колонны футуристичного кроя, входы-трапы и декоративные бассейны, превращавшие любой рисунок на здании в паттерн.

Город строился ударными темпами — основные части «самолета», улицы-магистрали и ключевые здания были созданы менее, чем за четыре года. Так Кубичек выполнил свое предвыборное обещание, а Бразилия получила новую столицу и совершенно уникальный культурный опыт.

Главные места города

Телевышка

Сама по себе вышка — достопримечательность не первого порядка, однако с ее смотровой площадки можно оценить масштаб Бразилиа: удаленность шедевров Нимейера друг от друга и величественный простор Монументальной оси — главного хайвея, очерчивающего центр.

Дворец Алворада

Резиденция президента Алворада — первое здание, которое было построено в городе. По-португальски «alvorada» означает «рассвет». Здание получило свое название благодаря знаменитой фразе Кубичека: «Что есть Бразилиа, если не рассвет нового дня для Бразилии?»

Нимейер спроектировал президентский дворец филигранно: белоснежные колонны мягких абстрактных форм обрамляют функциональную конструкцию из стекла и бетона — и весь этот тропический конструктивизм утопает в зелени и множится в отражении в декоративных бассейнах.

Особая гордость резиденции — яркие эклектичные интерьеры. В одном зале здесь могут легко ужиться религиозные полотна XIX века, модернистские гобелены, персидский ковер и футуристичная мебель. К сожалению, внутрь дворца имеют доступ только официальные лица. Даже само здание рассмотреть с улицы довольно трудно — обширная территория резиденции и высокий забор отгораживают президентские покои от любопытствующих.

Площадь Трех властей

Ударная доза «пламенеющего Корбюзье»! Здесь расположены дворцы президента (Планалту), Национального конгресса и Верховного суда. Проектируя площадь, Коста и Нимейер стремились передать идею равного веса трех ветвей власти — все здания здесь построены так, чтобы не загораживать и композиционно дополнять друг друга.

Дворец Национального конгресса — символ Бразилиа — напоминает абстракционистский этюд с участием тарелки, полусферы и двух небоскребов. Эта конструкция — про баланс и равноправие двух палат парламента, одна из которых занимает офис под «тарелкой», а вторая под «полусферой» (на фото).

По правилам, принятым еще во времена Кубичека, вход во дворец доступен для всех граждан страны и даже для иностранцев. В здание пускают по понедельникам, четвергам и пятницам, а на обширной лужайке перед ним каждый день можно застать что-то интересное: по праздникам здесь проходят официальные шествия, а в будние дни — митинги и пикеты.

Рабочий дворец президента, Планалту, во многом похож на резиденцию Алворада: светлые «танцующие» колонны, буйство зелени вокруг и замысловатые интерьеры. Что особенно приятно — здание можно посмотреть вблизи и даже посетить с экскурсией. Кстати, соседняя резиденция Верховного суда в точности копирует уже сам Планалту. Туда тоже пускают туристов, правда, для публичного посещения открыт только небольшой музей суда.

Также на площади можно познакомиться с бразильской модернистской скульптурой. Самые яркие работы — абстрактная «Голубятня» Нимейера и «Войны» Бруно Жоржи (на фото), посвященные рабочим, бок о бок сражавшимся на «фронтах» стройки Бразилиа.

Дворец международных связей Итамарати и дворец Министерства юстиции

Два похожих друг на друга здания позади Конгресса — это тоже Нимейер, его почерк видно издалека: колонны, искусственные бассейны, зеленые джунгли. В отличие от Алворады, Планалту и Конгресса, эти здания не были выкрашены в белый, и, за счет естественного серо-коричневого оттенка, смотрятся более брутальными.

Итамарати

Но у менее парадных дворцов есть интересное преимущество — их не подкрашивают и реже обновляют, отчего виден их настоящий возраст — потертые камни входных групп, слегка облупленные бортики бассейнов, ржавые подтеки на колоннах. Вряд ли Нимейер так задумывал, но, разглядывая сегодняшние Итамарати и резиденции минюста, можно увидеть, как модернизм мутирует в стимпанк.

Кафедральный собор пресвятой девы Марии

Сердце Бразилиа. Притцкеровская премия (аналог Нобелевской в архитектуре) и, пожалуй, самая яркая работа Нимейера на родине. Здание-купол вырастает из окружающего его бассейна и в молитве возносит руки-балки в небо.

Внутри собора даже в пасмурный день все залито светом за счет расположенных по периметру мозаик. В интерьере ничего лишнего: из-под купола спускаются три антропоморфные скульптуры ангелов, абстрактный сюжет мозаик намекает на торжество высших сил, а над алтарем выделяется яркий желтый овал — то ли символ жизни — яйцо, то ли солнце, озаряющее своды собора.

Кажется, если бы рай строили модернисты, он выглядел бы именно так.

Культурный комплекс Республики

Рядом с кафедральным собором — еще две программные работы Нимейера: здание в форме планеты с поясом-орбитой и здание, похожее на гигантскую беспроводную колонку — Национальный музей Бразилии (на фото) и Национальная библиотека. В музее нет постоянной экспозиции, но выставки очень достойные и немноголюдные — рассмотреть удастся не только экспонаты, но и причудливость «планеты» изнутри.

Мемориал Жуселину Кубичека

Экспозиция мемориала посвящена как персональным заслугам президента, так и строительству Бразилиа — его любимого детища. В коллекции — лучшие документы эпохи: первые планы города, нарисованные от руки, подробная фотохроника монументального строительства и торжественные костюмы Кубичека и его жены, в которых они посещали все стройки города.

Церковь Dom Bosco

Еще одна выдающаяся работа Нимейера, расположенная чуть в стороне от центра города. С улицы эта модернистская церковь выглядит сдержанно и брутально, а внутри светится как сундук сапфиров. Как и в случае с кафедральным собором, фокус тут на обширных мозаиках, захвативших все стены здания.

Церковь носит имя Джованни Боско, итальянского священника и провидца XIX века, святого покровителя города. Боско предсказывал, что в XX веке в центральной Бразилии родится новая великая цивилизация, и даже указал место ее рождения на карте — именно эти координаты использовал Кубичек, когда выбирал место для строительства Бразилиа.

Набережные и мост Жуселину Кубичека

От космических ландшафтов даунтауна можно отдохнуть в районе искусственного водохранилища Параноа, окруженного набережными, посольствами и виллами, утопающими в зелени.

Местные жители и туристы потягивают здесь кофе на солнечных террасах многочисленных кафе или катаются на катерах — с воды можно рассмотреть и окрестное буйство природы, и самый функциональный проект Нимейера — автомобильный мост Жуселину Кубичека.

Источник

Exit mobile version