Бывший участник поп-группы «Динамит» поделился закулисными слухами о смерти фронтмена группы «Кино».
Илья Зудин принял участие в съемках картины «Последняя тайна Цоя», показанной каналом «Муз-ТВ». Артист поделился со зрителями информацией о том, что Юрий Айзеншпис мог быть замешан в смерти Виктора Цоя.
По словам Зудина, продюсировавший группу «Кино» Айзеншпис не поделил с Цоем крупную сумму денег. В итоге ситуация решилась трагически: «Есть слух, что смерть Цоя заказал Айзеншпис».
Зудин отметил, что именно Айзеншпис подарил Цою «Москвич», на котором рокер вскоре попал в смертельное ДТП. А после гибели артиста продюсеру удалось заработать внушительные суммы на переизданиях хитов «Кино».
Группа «Кино»
Биография
Легенда российского рока – группа «Кино» – одна из самых любимых в кругах меломанов 80-х годов прошлого столетия. Команда удивила необъяснимым феноменом – после смерти лидера и распада коллектива популярность только увеличилась.
Лозунг фанатов «Цой жив!» оказался пророческим: музыка до сих пор актуальна, песни звучат на семейных застольях и на молодежных тусовках, а новые исполнители не перестают делиться собственным взглядом на творчество «Кино», перепевая Виктора Цоя.
История создания и состав
В разгар лета 1981 года, отдыхая на Крымском побережье, бывший бас-гитарист «Палаты № 6» Виктор Цой и музыканты коллектива «Пилигрим» Олег Валинский и Алексей Рыбин решили объединиться и сколотить группу.
Название пришло на ум сразу – «Гарин и гиперболоиды» (отсылка к фантастическому произведению Алексея Толстого), а в основу репертуара легли творческие наработки Цоя.
Трио успело провести несколько квартирников и приказало долго жить. Валинского забрали в армию, барабанщик так и не вернулся на сцену.
Цой с Рыбиным отправились покорять Ленинград, влившись в ряды питерского рок-клуба. Там-то и случилось судьбоносное событие –
на необычную команду обратил внимание лидер «Аквариума» Борис Гребенщиков, взяв на себя вопросы продюсирования. Временем рождения «Кино» считают весну 1982 года.
Название родилось в спорах. Артисты искали нечто емкое, запоминающееся. Сказалась и неудача труднопроизносимого «Гарина и гиперболоидов». Когда коллеги устали спорить, заметили светящуюся вывеску учреждения культуры и решили остановиться на «Кино».
Ребята разделили задачи. Виктор занимался созданием репертуара, а Алексей подыскивал музыкантов, организовывал концерты. В коллективе играли барабанщик Валерий Кириллов, гитарист Юрий Каспарян и басист Максим Колосов.
Однако спустя год в команде начались разногласия. Рыбина не устраивало, что все правила диктует напарник, оставляя за собой слово в каждом вопросе.
Цой же выражал недовольство тем, что Алексей не создает песни, а только пользуется плодами его труда. Амбиции взяли верх, в итоге молодые люди расстались.
После ухода Рыбина в приоритете у Виктора оказались акустические концерты, вместе с Каспаряном музыкант записал демоальбом «46». Чуть позже в «Кино» вошли Георгий Гурьянов (барабаны) и Александр Титов (бас).
Последний совмещал работу в группе «Аквариум» и однажды, не выдержав нагрузки, ушел от Цоя. Место басиста занял Игорь Тихомиров. Сложившийся коллектив просуществует в таком составе до конца.
Музыка
Дебютный альбом, получивший название «45» (по продолжительности минутах), вышел в свет из студии Андрея Тропилло в 1982 году. Барабанщика, которого пока так и не нашли, заменила драм-машина.
Первое детище, впрочем, не оценили критики, да и сам автор позже назвал запись сырой. А вот слушатели прониклись творчеством новичка, «Кино» набрала популярность, и вскоре стартовали первые концерты.
Этой же осенью Цой записал ряд композиций в Малом драматическом театре и спрятал в долгий ящик. Лишь через 10 лет работу обнародуют под заголовком «Неизвестные песни Виктора Цоя».
Борис Гребенщиков, выступивший продюсером первого альбома, помог в продвижении и второй пластинки. В создании первых дисков участвовал коллектив «Аквариум». В 1984 году меломаны получили сборник новых треков под названием «Начальник Камчатки».
При создании альбомов «Это не любовь» (1985) и «Ночь» (1986) группа уже заняла прочное место в советской рок-тусовке и сердцах фанатов.
До середины 80-х репертуар Цоя отличался лиричностью и романтикой, но к 1987 году солист поменял курс. Дискография наполнилась нотами героизма, тексты приобрели стальную жесткость, музыкальное сопровождение сместилось в сторону минимализма.
Рассуждая о жанре «Кино», меломаны спорят. Одни поклонники отчетливее слышат элементы пост-панка, другие относят к «классическому русскому року», а третьи даже подмечают эстрадные мотивы.
В карьере команды присутствовало сотрудничество с певицей Джоанной Стингрей (будущей супругой Каспаряна). Благодаря американке «Кино» узнали за пределами Советского Союза:
женщина выпустила в США двойную пластинку, одну сторону которой полностью посвятила группе. На этом артистка не остановилась: Джоанна записала клипы на песни «Видели ночь» и «Фильмы».
Прорывом в творчестве Виктора Цоя и «Кино» называют альбом «Группа крови» (1987), ставший одним из лучших рок-творений в истории России. Знакомство с Юрием Белишкиным открыло невероятные гастрольные возможности.
Мужчина устраивал для коллектива туры не только по городам и весям СССР, но и за границей – ребят тепло встречали Америка, Германия, Франция.
В 1987-м «Кино» гремела нас весь Союз, градус популярности увеличила картина «Асса», которую представил зрителям Сергей Соловьев. Фильм заканчивался песней «Перемен!».
После премьеры Виктор Цой проснулся знаменитым. А год спустя вышла артхаусная драма «Игла» с солистом в главной роли.
В 1989 году поклонники рока наслаждались композициями из альбома «Звезда по имени Солнце». Диск примечателен тем, что впервые «Кино» записывала треки в условиях профессиональной студии, которую любезно предоставил в аренду Валерий Леонтьев.
Вскоре Виктор Цой с «Кино» попали в управление гениального музыкального директора Юрия Айзеншписа. Лидер группы не переставал восхищаться деловыми качествами нового продюсера.
В 1990 году Юрий Шмильевич организовал для команды грандиозные гастроли по России с невозможным графиком – 2-3 мероприятия в день. После тура парни собирались работать над новой пластинкой и съездить к фанатам в Японию. Однако жизнь распорядилась иначе.
Смерть Виктора Цоя
Последним концертом «Кино» оказалось выступление, прошедшее в олимпийском комплексе «Лужники» в конце июня 1990 года. Выжав силы до капли, коллектив устроил отпуск. Цой вместе с Каспаряном отправились в Латвию, где начали запись нового диска.
15 августа Виктор Цой поехал на рыбалку, до Риги оставалось чуть больше 30 км. Жизнь звезды русского рока оборвалась в автокатастрофе.
Смерть кумира потрясла российских поклонников настолько, что после похорон в стране зафиксировали ряд самоубийств, связанных с трагическим событием.
Коллеги Виктора встретились осенью, чтобы довести до ума начатое солистом. Голос Цоя музыканты оставили неизменным, лишь подправили аранжировку.
Пластинку под названием «Кино», которую позже нарекли «Черным альбомом», представили слушателям в конце 1990 года, а через месяц на пресс-конференции участники коллектива заявили о закрытии группы.
После Цоя
С того трагического дня о Викторе Цое и легендарной «Кино» не перестают говорить. В 1992 все кассеты переиздала на CD компания Moroz Records, вслед за этим супруга певца Марианна Цой обнародовала необработанные ранние записи «Неизвестные песни Виктора Цоя».
На пороге нового тысячелетия Марианна вместе с Игорем Гудковым задумали необычный проект с участием современных рок-групп – вышел трибьют-альбом «КИНОпробы», в котором музыканты представили собственное видение творчества Цоя.
Каспарян и Тихомиров одно время надеялись возродить «Кино», пригласив на роль вокалиста чеченского исполнителя Бекхана Барахоева, чей голос напоминает тембр рано ушедшего Виктора Цоя.
Певца хватило на несколько концертов, затем Бекхан отправился строить сольную карьеру.
В «золотом составе» «Кино» первый и единственный раз после распада собралась в 2012 году. Музыканты записали неизвестную поклонникам композицию лидера коллектива «Атаман». Но долго команда не просуществовала. В 2013-м из-за рака печени скончался Георгий Гурьянов.
В то же время Каспарян представил публике шоу «Симфоническое Кино», в рамках которого играл произведения Цоя под аккомпанемент оркестра.
Помимо этого, в память вокалиста проходило множество концертов, на которых современные знаменитости исполняли песни великого рокера. Одной из удачных интерпретаций признан ремикс Полины Гагариной «Кукушка».
В 2018 году на Каннском фестивале состоялась презентация фильма «Лето», снятого Кириллом Серебренниковым. В Виктора Цоя перевоплотился актер-кореец Тео Ю. Биографичная лента рассказывала о становлении «Кино» и необнародованных фактах жизни музыканта.
2019-м сын Виктора и Марьяны Александр Цой впервые заявил о желании организовать концерты «Кино». О том, как осуществить задуманное, наследник рассказал год спустя «Новой газете».
Александр придумал вывести на сцену живых участников группы: Тихомирова, Титова и Каспаряна. А голос отца обработать и включать запись на выступлениях. Исполнители тоже рассказали фанатам о проекте, но в программе «Вечерний Ургант».
Группа «Кино» сейчас
В марте 2021 года звезды рока представили альбом «Кино в Севкабеле». Сейчас старожилы жанра ведут вполне современный образ жизни. Так, часть средств на запись диска собрали на краудфандинговой платформе, а запись одноименного концерта выложили на «Ютьюбе» и других площадках.
Долгожданные мероприятия с подлинным голосом Виктора Цоя стартовали в мае на московской «ЦСКА Арене». Целью проекта организаторы назвали демонстрацию того, «каким выступление “Кино” может быть в 2021 году, с хорошим звуком и сценическим продакшеном».
Дискография
♦ 1982 — «45»
♦ 1983 — «46»
♦ 1984 — «Начальник Камчатки»
♦ 1985 — «Это не любовь»
♦ 1986 — «Ночь»
♦ 1988 — «Группа крови»
♦ 1989 — «Звезда по имени Солнце»
♦ 1990 — «Кино» (известен как «Черный альбом»)
♦ 2021 — «Кино в Севкабеле»
Интересные факты
Группа породила целое явление в постсоветской культуре, которое называют «киномания». Преданные фанаты Цоя знают наизусть биографию кумира, копируют внешность и поведение, совершают паломничества к местам памяти рокера.
Когда-то молодой коллектив сам искал источники вдохновения. Артисты вдохновлялись творчеством таких звездных команд, как Duran Duran и The Cure.
Отношения между участниками группы и наследниками Цоя не всегда были гладкими. По слухам, Марьяна выплатила музыкантам «Кино» незначительную компенсацию и лишила авторских прав.