Юрий Белов. Любимый народом артист. Не такой как все. Трагедия длинною в 30 лет

Популярность актёра Юрия Белова с 1955 по 1965 была огромна. Можно смело сказать, что он был ведущим киноактёром страны в этот период. И что поразительно, у него не было никаких званий, наград, премий.

Самой главной его наградой была любовь и память друзей, родных и многочисленных поклонников. И даже сейчас, спустя 30 лет после его ухода, интерес к его творчеству не иссякает.

Всесоюзная популярность к актёру пришла после выхода на экраны кинокомедии Э. Рязанова “Карнавальная ночь”, где Белов великолепно сыграл электромонтёра Дома Культуры Гришу Кольцова.

Но это был далеко не дебют Юрия Белова в кино. Годом ранее он снялся сразу в трёх кинофильмах в не ставших популярными ролях, да и в том же 1956 году, помимо “Карнавальной ночи”, Ю. Белов снялся у В. Ордынского в “Человек родился” и в роли Жени Ищенко в “Весне на Заречной улице”.

Но “Карнавальная ночь” конечно же перевесила все его дебютные работы, открыв совершенно звёздное девятилетие всесоюзной популярности.

За период с 1955 по 1964 годы Юрий Белов снялся почти в тридцати кинофильмах, и каждая роль была им замечательно сыграна. На Белова зрители шли в кинотеатры. Он был звездой первой величины, как Николай Рыбников, Леонид Быков, Леонид Харитонов, Георгий Юматов.

Начало пути

Юрий Белов родился во Ржеве в 1930 году в семье кадрового военного. Из-за этого ему пришлось сменить много мест жительства: Курилы, Владивосток, Калининград.

Но везде он сразу становился душой компании, потому что обладал природной коммуникабельностью, легко сходился с людьми и быстро становился заводилой.

Мама Юрия, наблюдая за сыном, сама советовала ему ехать в Москву поступать на актёра. Потому что фантазия и талант её сына били через край. Впрочем, была альтернатива — стать писателем.

Юрий много сочинял на ходу, а иногда настолько красиво фантазировал, что трудно было отличить вымысел от реальности.

Очень талантливый, живой, c необыкновенной способностью к импровизациям, c выдающимися режиссерскими способностями, мягкий, интеллигентный, любимец учеников и учителей. Вот таким тогда был Юрий.

Успешная карьера

В итоге Юрий пошёл в актёры. Было это в 1950 году. Легко пройдя все туры он был зачислен во ВГИК в мастерскую Б. Бибикова и О. Пыжовой.

Вместе с ним на курсе учились Р. Нифонтова, М. Булгакова, И. Извицкая, Т. Конюхова и другие. Этот курс отличался особой звёздностью и какой-то особой трагичностью судеб будущих актёров.

Ярким подарком курсу стало появление на третьем году обучения в их рядах Надежды Румянцевой. Юрий с Надеждой спелись с полувзгляда. Начался их роман.

А про их шутки и совместные импровизации долгое время ходили легенды. Действительно, когда они где-то появлялись вдвоём, то сразу начинался “фейерверк”.

Впрочем, соединиться в семью таким двум огнеопасным персонажам не удалось. Надежда полюбила другого — однокурсника В. Шурупова. Но на их дружбе не был поставлен крест.

Эта удивительная парочка подарила нам две яркие киноработы. Кто не помнит Толю Грачкина в фильме “Неподдающиеся” или водителя-дальнобойщика Славу в фильме “Королева бензоколонки”? Их тандем с Румянцевой в этих фильмах является классикой нашего кинематографа.

На Юрия Белова стояла очередь из режиссёров, готовых его снимать. Во многом его участие в кинокартинах, даже в маленьких ролях, придавало фильмам особый статус значимости.

Юрий Белов удачно снялся в фильмах “Леон Гаррос ищет друга”, “Майские звёзды”. Это были международные проекты с дружественными странами.

Прекрасные образы он дал в картинах “Наш общий друг”, где сыграл редиску журналиста Синькина. Самобытным получился его Коля Шлыков в фильме “Ты не один”.

Запомнились его Аркадий в фильме “Алёшкина любовь” и матрос Рогозин по кличке “Патефон” в кинофильме “Жажда”.

Не забывал актёра и Эльдар Рязанов, для которого Белов был талисманом удачи. Рязанов снял его и в “Девушке без адреса”. Как хорош был его Митя в фильме.

Два народных любимца Белов и Рыбников самым органичным образом играют там. Снял Рязанов его и в “Человек ниоткуда”, и в “Гусарской балладе”, и в “Дайте жалобную книгу”.

Последней сверхудачной работой в кино у Юрия Белова в фазе его звёздного периода стала главная роль Саши Стрельцова в фильме “Спящий лев”. Картина претендовала на повторение успеха “Карнавальной ночи”, но в прокате прошла слабо, и фильм вскоре забыли.

В общем жил-поживал знаменитый актёр Юрий Белов, целые десять лет в ранге звезды, и вдруг сломался. На целых 4 года пропал из кино.

Психушка

Сразу поползли самые нелепейшие слухи. Чего только народ не сочинял. И что он с Гагариным подрался в ресторане, и что публично критиковал советскую власть и обещал, что Хруща скоро снимут, за что его упекли в психушку.

Про психушку информация была точной. Юрий Андреевич действительно туда попал в конце 1964 года. Только причиной был не Хрущёв и пророчески точные фразы в ресторане.

Читайте также:  Почему внучка Алена Делона Элисон Ле Борж не захотела носить фамилию знаменитого деда

Юрий Белов просто надорвался. Психика его не выдержала такого обильного киномарафона и всесоюзной популярности. Похоже попал он в клинику по настоянию своих родных.

Они стали замечать странность его поведения в последнее время. У него бывали частые перепады в настроении, от безудержного веселья до уныния и даже депрессии. А краем стала история с суицидом.

Спасибо, что вовремя это увидели соседи по коммуналке и смогли Юрия откачать. Ну а дальше пришлось действительно полгода лечиться в закрытом заведении.

Вероятно, психика актёра была на грани давно. И вот копилось, копилось и накопилось. Юрий Андреевич ведь был актёр невероятной мощи, у порога гениальности. А люди с таким тонким настроем души всегда живут, что называется, на грани.

Возвращение в кино

Но Юрий Андреевич всё же вернулся в большое кино. Начиная с 1968 года опять стал сниматься. Проблемой стало то, что он стал путать и забывать текст.

Психотропные препараты сильно воздействовали на его память. Поэтому режиссеры старались давать ему роль с минимумом текста.

Почему-то многие исследователи творчества Юрия Андреевича считают, что он совсем пропал из кино после середины 60-х. Но это неправда. Артист снялся в период с 1968 по 1988 годы почти в 35 картинах!

Конечно, роли были всё больше маленькие. Сколько милиционеров и таксистов переиграл актёр за это время. Не забыл Белова и любящий его Э. Рязанов, дав ему роль милиционера в “Стариках-разбойниках”. Помните, это он отпускает героя Ю. Никулина из КПЗ домой.

А каких двух старшин выдал артист в 70-е годы. Первый — старшина Паращук в фильме “На дальней точке”, а другой старшина в фильме “Лето рядового Дедова”. Паращук в исполнении Ю. Белова по мощи своей напомнил зрителям Юрия Белова прежнего. Его герой языком чешет — как метлой метёт.

Но во всём этом немаленьком списке ролей артиста, особняком стоит роль деревенского волшебника Василия Назаровича в музыкальной комедии А. Орлова “Стоянка поезда две минуты”.

Режиссёр вспоминал, как ему говорили, что брать Белова на главную роль опасно: он стал странный, сорвётся, не потянет. Но Александр Орлов рискнул и снял Белова в главной роли. И актёр не подкачал.

И фильм получился прекрасным, в котором играет столько звёзд: О. Видов, В. Теличкина, Б. Сичкин, А. Будницкая. Но главной звездой фильма, конечно же стал Юрий Андреевич Белов.

Последней ролью в кино для актёра стала роль кладбищенского сторожа в фильме “Двое и одна”. Это было в 1988 году. Во время работы над этим фильмом актёр уже был тяжело болен.

Личная жизнь

Перемены в личной жизни Юрия Белова начались только после сорокалетнего юбилея. Во многом годы жизни актёра продлила его жена Светлана Швайко.

Светлана была довольно известной актрисой кино, и снялась в полусотне отечественных фильмов. Впрочем, роли у неё были небольшие, так что причислить её к звёздам никак не получится.

Начало совместной жизни протекало радостно и безоблачно. Супруги много путешествовали, особенно любили ездить к морю на мотоцикле.

Вскоре у них родился сын Святослав, который часто болел. Чтобы как-то закалить мальчика, родители отвели ему спальное место на балконе, и шутливо называли его Балконским.

Во времена перестройки Светлана оставила актёрскую деятельность и стала заниматься бизнесом, открыв кооперативное кафе. Тогда супруги первый раз столкнулись с рэкетом. В итоге бандиты кафе подожгли и навели большой шорох в их квартире.

У Юрия Андреевича после визита бандитов опять началась депрессия. Совместная жизнь стала невыносимой, и Светлана забрала сына и уехала к родственникам. Она навещала Белова раз в неделю, убирала и готовила.

Белов, чтобы не сидеть сиднем, стал заниматься частным извозом на своём “Москвичёнке”. Многие пассажиры его узнавали и удивлялись, что такой известный актёр колымит по ночам.

Когда Светлана пришла к Юрию Андреевичу на Новый год, 31 декабря 1991 года, чтобы прибрать в доме и приготовить новогодний стол, она уже не застала его живым.

По телевизору как раз в этот момент показывали “Карнавальную ночь” – фильм прославивший его. Приехавшие работники ритуальных услуг, узнав актёра, отказались брать деньги и всё сделали бесплатно.

Светлана покинула этот мир в 1999 году, а сын Святослав долго мытарился, оставшись один, прошёл все круги ада. Во многом выжил благодаря стараниям фонда Ролана Быкова и личного участия в своей судьбе Аллы Будницкой, а потом стал послушником монастыря.

У актёра Юрия Белова была внешность простачка, рубахи-парня, но за этой нарисованной простотой скрывалась тонкая, ранимая душа.

Он поражал многих своей начитанностью, эрудицией и философским складом ума. Он был не такой как все. Но его любили и любят уже несколько поколений отечественных зрителей.

Источник

Поделиться в соцсетях

Комментарии