500 зарплат за «Интердевочку»: гонорары советских актеров и режиссеров. Вот так поворот!

В советское время в оплате труда царила уравниловка. Но даже на оклад водителя погрузчика в 90 рублей можно было спокойно жить. Ведь товары стоили сущие копейки.

Ни квартплат баснословных, ни ипотек с кредитами не было. Учителя, которые работали в две смены, могли рассчитывать на бюджетные льготы, ежегодные путевки в санатории и зарплату в 250 рублей.

А вот грузчики и рабочие в цехах так и вовсе шиковали с окладом в 300 «деревянных». Конечно, были в СССР свои подпольные «миллионеры», которые имели в сберкассе по 15 вкладов и кучу наличности под матрасом.

Они работали на тех должностях, через которые сплошным потоком проходили дефицитные товары.

Речь идет о кладовщиках на предприятиях, мясниках, товароведах и продавцах. Но в общей своей массе зарплата простых людей вне зависимости от сферы занятости крутилась вокруг отметки 200 рублей.

Единственным направлением, которое имело мощную дифференциацию – был советский кинематограф. Да, там была жесткая цензура, черные списки, кумовство и прочие издержки советского общества.

Но в общей своей массе кинематограф в СССР был довольно прибыльной жилой. Совокупный годовой доход от проката картин достигал невероятной отметки в миллиард рублей.

Вот почему ежегодная ссуда Госкино от Министерства финансов в 100 миллионов рублей выглядела вполне себе рентабельной.

Ну а эти деньги уже распределялись между киностудиями, согласно их рейтингу. Звезды с именами и исполнители главных ролей в среднем могли рассчитывать на доход от 2000 (классика) до 5000 рублей (фильмы категории А, кассовые).

Кроме гонорара за фильм, у актеров была и зарплата, которая начислялась им от того же Госкино, согласно их регалиям.

Например, заслуженный артист получал в разы больше новичка, даже если этот артист снимался только в эпизодах. Ну а ставка народного артиста, равно и как его гонорар за один фильм, так и вовсе взлетала до небес.

Например, режиссер Станислав Ростоцкий заработал за съемку двух серий военного фильма «А зори здесь тихие» аж 15 000 рублей. А все потому, что имел звание Народного.

Труд режиссеров в принципе оценивался выше труда актеров, а женщины получали меньше мужчин. Накрутки к гонорару учитывались за любую государственную награду, в том числе за звание Героя Соцтруда.

Читайте также:  «Очень больно на это смотреть». Борис Корчевников теряет слух: возможно, страшная болезнь снова вернулась

Это звание позволило режиссеру Сергею Бондарчуку заработать за съемки оскароносной эпопеи «Война и мир» 30 000 рублей. Помимо ежемесячного оклада, разумеется.

Сама же премия «Оскар» ничего не дала Бондарчуку, кроме лишних проблем. Режиссер даже не выехал на получение статуэтки.

Другое дело – государственная премия, номинал которой был 5000 рублей. В конце 70-х – это хорошие «Жигули» или «Волга».

Разумеется, советские кинозвезды не ездили на таких машинах. Некоторые из них (Высоцкий) имели «наглость» ездить по улицам Москвы на иномарках. Другие – на правительственном люксе в водителем.

Но ведь успешные фильмы снимались не каждый день – скажете вы. На этот случай у актеров и режиссеров был постоянный источник заработка в виде театра.

Все советские кинозвезды с радостью выходили на сцену, чтобы порадовать благодарную публику. Да и для поддержания актерской формы не мешало.

В театре тоже действовала четкая градация тарифов в зависимости выслуги, званий и уровня звездности того или иного актера.

Например, новичок, которому посчастливилось сняться в главной роли в каком-нибудь удачном фильме, мог требовать себе повышения тарифа с 80 до 500, а то и до 1000 рублей (как это сделал когда-то молодой Никита Михалков).

Другое дело, что режиссеры не всегда этим капризам потакали. В общем, совершенно не случайно деятелей кино в СССР считали этакими небожителями.

Ну а когда пришла перестройка, кинематографисты быстро смекнули, что советские реалии можно разбавить капиталистическими.

Особенно, если не удалось «выбить» очередной Госзаказ или ссуду на съемку. Так поступил режиссер Петр Тодоровский с подачи своей предприимчивой супруги Миры.

Женщина и спонсоров заграничных сама нашла, и сценарий хороший, и актеров сама нанимала для фильма «Интердевочка».

Можно сказать. Мира Тодоровская была первым советским кинопродюсером. Ее усилия сполна оправдались, а вложенные средства окупились в многократном размере.

Как итог – первое место по кассовым сборам в 1989 году, и гонорар режиссеру, который превышал в 550 раз среднюю зарплату по стране.

Не остались в накладе и другие звезды «Интердевочки». Например, для Елены Яковлевой этот фильм стал визитной карточкой и пропуском к ролям категории А.

Источник

Поделиться в соцсетях

Комментарии

Добавить комментарий

Ваш адрес email не будет опубликован. Обязательные поля помечены *